Константин Кушнер

Константин Кушнер
Задача учителя не в том,чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. -

среда, 10 февраля 2016 г.


Игры с математикой для малышей
Математика — не телепатия, в ней всё можно понять, а не выучить. Задачу можно упростить или усложнить на ходу. Бывают задачи, в которых несколько правильных ответов. Математика — не каллиграфия.
Если вы сами не любите математику и боитесь ее, то начните с себя!

Наверное, почти в каждом детском садике у детей есть урок «математики». Одним детям уже в детском саду эти уроки кажутся чудовищно скучными и слишком простыми, у других уже в детском саду возникают сложности. Они не помнят, в какую сторону пишутся цифры, путают 6 и 9, (потому что выглядят похоже) или «семь» и «восемь» (уж очень похоже звучат), с трудом выполняют задания «на логику» и стараются отгадывать правильный ответ по выражению лица учителя.



О том, что математика – царица наук, и о том, что она ум в порядок приводит, слышали многие родители. Но при этом сами родители отнюдь не всегда математику любят. Многие со школьных лет её невзлюбили, и с тех пор стараются держаться от неё подальше.

В детском саду учат тыкать пальчиком, пересчитывая предметы, и приговаривая «один, два, три». Одновременно с этим учат узнавать в лицо написание цифр. При этом для некоторых детей 5 точек на игральном кубике и 5 пальцев на руке и цифра 5 так и остаются отдельными понятиями, просто во всех этих ситуациях взрослые почему-то говорят одно и то же слово «пять». Попросите ребёнка вынуть на ощупь из мешка 3 грецких ореха – многим детям это будет сложно, ведь они привыкли видеть, что они считают!

Примеры математических игр

В первую очередь, важно показать детям, что математика – это понятно, весело и интересно. Что математика – это не только счёт, но и всевозможные логические игры и головоломки.

Счётные палочки дают огромный простор для придумывания разнообразнейших задач. Можно попросить всех детей взять по 5 палочек, а потом, когда дети отвернутся, переложить часть палочек, и пусть дети догадаются - у кого появились лишние палочки, и кому палочек не хватает.

Можно сложить из 5 палочек образец, и попросить детей его повторить. А потом, когда дети отвернутся, я перекладываю ровно одну палочку на своей картинке. Дети должны догадаться, какую палочку я переложила, и повторить мою картинку. А теперь меняемся ролями, теперь я отворачиваюсь, а дети перекладывают у себя одну палочку. Смогу ли я найти решение их задачи?

Количество может применяться не только к предметам, но и к звукам. Например, можно играть так: если я говорю «гав-гав», то надо сделать два шага вперёд, а если «мяу-мяу-мяу!» - то три шага назад, если «мяу!» - то один шаг назад, а если «гав!» - один шаг вперёд и т.д.

Некоторые дети хорошо узнают 4 предмета, если они расположены на картинке по квадрату, и узнают даже 5 предметов - но только в том случае, если эти пять домиков или пять ёлочек расположены как на игральном кубике, по квадрату и ещё одна картинка в центре. Умеют ли эти дети считать? Нет, пока не очень, но они знают, что на вопрос «Какого цвета?» надо выбрать одно из названий оттенков, скажем, оранжевый или синий, а на вопрос «Сколько?» - надо ответить «один» или «два» или «семь» или «сто».

В школе малышей часто ругают за то, что они при счёте пользуются пальчиками. Но уж до школы вы можете смело придумывать массу интересных игр с пальчиками. Покажите детям 3 пальца на одной руке, и попросите догадаться, сколько пальцев вы загнули.

А теперь предложите им показать на пальцах число 4 разными способами. Многих малышей поначалу такая задача ставит в тупик. Они уже привыкли, что на уроках математики бывает только одно правильное решение...

Автор: педагог Женя Кац, http://letidor.ru/