Константин Кушнер

Константин Кушнер
Задача учителя не в том,чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. -

понедельник, 30 октября 2017 г.

«Сказкотерапия» - как средство развития творческих способностей у дошкольников»

Актуальность:в настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности, раскрытия творческого потенциала. Это напрямую связано с открытием новых возможностей и методов работы со сказкой.
Сказка представляет собой психологический феномен, который несет культурное наследие и духовный опыт социума. Эти положения отразились в современном направлении практической психологии одном из методов арт-терапии – сказкотерапии.
Как известно, умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Оно помогает ребёнку думать о каких-либо предметах, сравнивать их в уме, даже тогда, когда он ни видит их. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.
Возраст четырех-пяти лет – является апогеем сказочного мышления. Сказка помогает ребёнку интерпретировать окружающую действительность.
Современные научные данные показывают, что сказка формирует базовое доверие ребенка к миру, его открытость. Сказка прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к коллективу детей.
Обеспечивает основу для реализации эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника.
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Сказка учит дошкольника понимать эмоциональное состояние окружающих.
С помощью метафор ребёнок интегрирует ситуации в сказке в свой жизненный опыт. Дошкольник через сказку получает знания о том, как устроен этот мир; как приобретать дружбу и любовь; как строить отношения с родителями, взрослыми и другими детьми.
Также он учится умению прощать, ценить хорошее отношение к себе и другим. Начинает осознавать, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какими ценностями нужно руководствоваться во взаимоотношениях с социумом.
В процессе работы с детьми дошкольного возраста нами были отмечены следующие проблемы: дети очень мало знают сказок; родители дома не читают книг своим чадам; ребенок проводит все время за компьютерными играми, как следствие мы наблюдаем замкнутость у дошкольников, неумение строить диалог друг с другом, общаться. В связи с этим, я выбрала приоритетным направлением в своей работе с детьми – метод сказкотерапии.
Педагогам также рекомендую читать детям сказки, сочинять вместе с ними, использовать модификацию сюжета сказки. Моя задача донести до педагогов информацию о том, что творческие способности у детей дошкольного возраста можно развивать не только с помощью продуктивной деятельности (лепки, конструирования, рисования) , но и посредством современного метода практической психологии, широко популярного в дошкольном образовании и применяемого в педагогики, одного из направлений арт-терапии – сказкотерапии.
На всех своих занятиях я использую музыкальное сопровождение, методы релаксации.
При прослушивании сказки, при обыгрывании, при рисовании, музыкальное оформление занятия создает более комфортные условия для терапевтического эффекта. В работе с детьми я использую различные виды постановок сказки: записываем выдуманную сказку по кругу на диктофон и прослушиваем, спектакли поставленные при помощи кукол, театрализованные игры на прогулке, сказки на песке.
Мы лепим сказочных героев с малышами (3,5-4,5 лет) и придумываем небольшие истории о них. Рисуем сказки, с нестандартным сюжетом. Например, в одном сюжете могут сочетаться элементы разных сказок.
Также мы проигрываем сказки в «песочной терапии», которая была разработана мной и подготовлена «своими руками». Я практикую следующее, бывает, что ребёнок справился с заданием быстрее всех, есть немного времени ожидания работы других, я позволяю ему поиграть с песочком.
Принятие ребёнком роли какого-либо персонажа дает ему возможность лучше понимать других людей, то есть развивает чувство эмпатии.
Я всегда провожу ритуал вначале занятия – «вхождение в сказку». Мы превращаемся в писателей. А вконце, ритуал возвращения в детский сад.
Мы работаем как правило на мягком ковровом покрытие, что тоже создает дополнительно непринуждённую психологически теплую атмосферу. Что также дает свой терапевтический эффект. Ребенок чувствуя себя более раскованно, раскрывает весь свой творческий потенциал.
Уходят зажимы и зажатости. Ребенок учится доверию, у него повышается чувство собственной значимости, соответственно повышается самооценка. Я разрешаю детям работать, так как им удобно. Даю свободу, но при этом соблюдая технику безопасности.
Например, при работе с ножничками.
Один из методов который я широко применяю в своей практике – это метод «коллажа». На нем хочу остановиться более подробно. В данном методе мы развиваем: мелкую моторику ручек, когда вырезаем картинки для коллажа; эстетическое восприятие, при оформлении самой сказки; часть сюжета мы клеим из вырезанных картинок, часть дорисовываем с помощью восковых мелков, акварели, при этом закрепляем восприятие цвета, название цветов.
Активно развивается речевой запас, воображение, фантазия. Как известно, все эти психические процессы неразрывно связанны с мышлением. В итоге, играем, и в то же время активно «мыслим».
Занятие по сказкотерапии, как правило, состоит из нескольких этапов:
1. Необычное приветствие;
2. Ритуал «Вхождения в сказку»;
3. Коллективная работа (рисуем коллаж по сказке, выдумываем сказку, либо ее продолжение, либо используем модификацию сюжета) ;
4. Упражнения (подвижные игры, пальчиковая гимнастика, психогимнастика) ;
5. Релаксация (ароматерапия, хромотерапия, музыкотерапия) ;
6. Рефлексия;
7. Ритуал прощания, сюрпризный момент.
8. Творческое задание (по желанию родителей и детей даётся доделать дома, выполнить что-то своими руками) .
Проведя ряд занятий по сказкотерапии методом «коллаж» я организовываю конкурс между группами, соревновательный характер придает им мотивацию к конкуренции, сделать как можно лучше свою работу. Затем мы просим кого-то из воспитателей выступить в роли жюри.
Каждая группа выходит и презентует свою работу. Дети учатся «самопрезентации», привыкают к публичному выступлению, что в дальнейшем поможет лучшей адаптации к школе. То есть происходит некая «психопрофилактика» страха «отвечать у доски».
Правило конкурса заключается в следующем: «чья сказка интереснее всех, тому и хлопают громче дети». Но, как правило, все сказки по-своему хороши, и поэтому жюри объявляет, что победила как всегда «дружба».
Это занятие рассчитано на детей средней, старшей и подготовительной (если есть в ДОУ) группы. Для детей 3-4 лет рекомендую делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.
Сочинение сказки, использование театрализованной деятельности, в свою очередь формирует привычку у дошкольников к выразительной публичной речи, является эффективным способом коррекции трудностей в развитии коммуникативной, эмоционально-волевой и поведенческой сфере у детей.
Во время театрализованной деятельности происходит «катартическое» очищение, освобождение от негативных эмоций, снятие нервно-психологического напряжения, коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки.
Коррекционно-развивающее занятие с помощью метода «сказкотерапии» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5, 5-6, 6-7 лет) .
Тема: «В гостях у сказки».
Вид занятия:подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие (интегрированное) .
Цель: создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей.
Задачи:
1. Развитие творческого воображения и фантазии.
2. Стимулирование творческого самовыражения, способности к «самопрезентации»;
3. Развитие креативности мышления;
5. Развитие эмоционально – волевой сферы;
6. Стабилизация психических процессов, снятие напряжения.
7. Научить детей понятиям «писатель», «сюжет», «фантазия», «воображение», «сочинять».
8. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь) , коммуникативные навыки, чувство сплочённости, уважения к себе и другим.
9. Обогащать словарный запас детей.
10. Формировать уверенное мнение о себе (позитивная самооценка) , умение оперировать местоимением «Я».
Целевая аудитория:дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-5; 5-6, 6-7 лет) .
Количество детей: 6-8 человек.
Оснащение:демонстрационный материал (сюжетные картинки для беседы) , книжки, раскраски, картинки (которые можно использовать для вырезания героев) , ватман (либо обои) , ножницы «с тупым наконечником» (детские) , клей-карандаши, восковые мелки, краски, карандаши, маркеры, посылка (коробочка для сюрпризного момента) .
Время проведения:40 мин.
Музыкальное оснащение:диск с записанной музыкой (список возможных композиций приведён в конце) .
Ожидаемые результаты:
Дошкольники осваивают навык группового взаимодействия. Повышается эмоциональный фон настроения ребёнка, самооценка. Появляется чувство уверенности в своих силах. Дети учатся доверию.
Развивается познавательная сфера, а также эмоционально-волевая. Дети овладевают коммуникативными навыками. Учатся межличностному общению. Происходит успешная адаптация и социализация.
Снимается мышечное напряжение и зажатость. Развиваются творческие способности. Вырабатывается навык творческого самовыражения, самопрезентации. Дети обогащают словарный запас новыми выражениями.
Речь становится яркой живой правильной.
Дубинская Елена Владимировна